Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных представляет собой электронную картотеку программ, которые созданы отечественными специалистами. Работу реестра регулирует ст. 12.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ФЗ-149). Концепция реестра программ российского производства была разработана Минкомсвязи (сейчас – Минцифры). Сайт реестра работает с 2016 года, с этого же времени действует законодательное ограничение для государственных заказчиков на покупку и использование иностранного ПО. Это ограничение описано в постановлении Правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 года.
По замыслу Минцифры, реестр программ должен был стать инструментом для госзаказчиков в поиске необходимого им программного обеспечения отечественного производства – то есть таких программ, которые созданы в РФ и не зависят от зарубежных систем и патентов. Это один из элементов комплексной миссии государства по импортозамещению, толчком к появлению которой стали введенные Западом санкции еще в 2014 году. Тогда возникла угроза, что зарубежные поставщики программ откажутся работать с государственным сектором в РФ, и российские власти решили бросить силы на стимулирование отечественного IT.
Госструктурам запретили пользоваться иностранным ПО, но в 2017 году это решение немного пересмотрели: постановление №1594 смягчило ограничения. Заказчикам разрешили использовать софт из «дружественных» стран, стран Евразийского экономического союза. Для учета таких продуктов был разработан реестр Евразийского программного обеспечения. Евразийский реестр Минцифры заработал в 2019 году, в него попадают программы из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
За наполнение и обновление реестра (как российского, так и евразийского ПО) отвечает Минцифры. Заявки от разработчиков изучает экспертный совет – это постоянно действующая структура, в которую входят представители государственных заказчиков и представители IT-сектора. Возглавляет его министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В полномочия совета входит экспертиза заявок, подготовка заключений о включении ПО в реестр или отказе в этом.
Поначалу российские разработчики не проявили к реестру особого интереса – для их привлечения потребовалось ввести дополнительные налоговые льготы и бонусы для компаний, чьи продукты в него попали.
Появление реестра подтолкнуло российских разработчиков к созданию аналогов иностранных программ. Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий отчитался по итогам 2022 года: например, более 90% закупок в сфере защиты информации пришлось на долю российского ПО из реестра. При этом и остальные 10% обеспечивают программы российского производства, просто они по некоторым причинам не попали в реестр.
Доля российского ПО в закупках клиентских операционных систем достигла 50%, а в закупках офисных приложений – 53%. В Минцифры ожидают, что в 2023 году доля российских продуктов в закупках вырастет еще больше.
Но не обошлось и без некоторых проблем. За тот же 2022 год объем рынка IT в целом снизился на 10%. Работники отрасли отмечают, что простое импортозамещение, создание аналогов существующих программ, ставит индустрию в тупик. Из-за возникшей экстренной необходимости менять иностранный софт на российский в отечественном IT не осталось времени и возможностей для прорывных решений. Однако именно на это собираются нацелиться IT-компании в 2023 году – не просто создавать аналоги программ, но находить более революционные решения тех же запросов.
Предполагается, что одним из направлений развития станет создание экосистем на базе трех операционных систем из реестра российского ПО – их в конце 2022 года в самом министерстве отметили как наиболее перспективные. Разработчиков обяжут оптимизировать свои программы именно под них – Astra Linux, «Альт» и «Ред ОС». Возможно, это требование коснется и тех программ, которые уже включены в реестр российского ПО, поскольку сейчас не все из них совместимы с отечественными операционными системами.
Проблемы возникли и на стороне государства. Так, есть трудности с совмещением программ с государственными информационными системами. Это, по словам разработчиков, значительно мешает процессу перехода на российское программное обеспечение. Еще одна проблема выражается в том, что не у каждого программного продукта есть аналог российского происхождения. Закон допускает в таких случаях закупать иностранное ПО, однако обоснованность такой закупки всегда может вызывать вопросы у контролирующих органов.
Между тем, уже в январе 2025 года госорганам полностью запретят использовать иностранное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры.
Из-за прямой заинтересованности государства в развитии рынка отечественного IT, внесение программы в реестр дает компании-правообладателю определенный набор льгот. Для разработчиков зарегистрированных в реестре программ предусмотрены уникальные льготы, которых нет у компаний, чьим продуктам попасть в реестр не удалось.
К таким льготам, например, относятся:
Правительство сформулировало список требований к софту. Чтобы попасть в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, компания-разработчик, как и ее продукт, должны отвечать нескольким требованиям:
Есть и требования непосредственно к продукту. Так, рекомендованное к включению в реестр ПО должно:
Хорошо, если у программы будет свой сайт в виде отдельного лендинга или странички продукта на корпоративном сайте со всеми документами, необходимыми для попадания в реестр. Жестких требований к оформлению сайта нет, главное – само его наличие. Также разработчикам придется подтвердить права на софт. Подробно о том, как попасть в реестр, можно прочитать в гайде специалистов сервиса Brand-Search.ru.
Есть несколько причин, по которым разработчикам могут отказать во включении продукта в реестр или исключить из него внесенную ранее программу. Поскольку ключевое требование к ПО в его российском происхождении, то самая частая причина отказа – высокий процент иностранных правообладателей или собственников продукта (более 50%).
Среди других причин для отказа можно выделить следующие:
На начало марта 2023 года в реестр включено более 16 тысяч отечественных программ, собственниками которых выступают более 5,5 тысячи правообладателей. Количество заявлений растет с 2019 года – в 2020-м ввели НДС за лицензионные программы, а льгота на налог, которую давало включение софта в реестр, стимулировало разработчиков. Так, в 2019 году было подано 2643 заявления, в 2020 это число выросло более чем в вдвое. Рекорд по количеству заявлений пришелся на 2022 году – более 20 тысяч. С начала 2023 года экспертный совет принял к рассмотрению уже 2800 заявлений. В евразийском реестре программ не так много – всего 67 записей.
По количеству зарегистрированного в реестре софта лидирует Москва – на ее долю приходится больше 8 тысяч программ от более чем 2,5 тысячи правообладателей. На втором месте Санкт-Петербург, здесь в реестр включили более 1700 программ от 650 правообладателей, на третьем месте – Московская область и 682 ПО от 226 компаний. Далее идут Новосибирская и Свердловская области, от которых в реестр внесли более 350 продуктов.
За весь период работы из реестра исключили 578 решений.
При подаче заявления на включение программы в реестр обязательно указывается класс, к которому относится софт. Действующий классификатор был утвержден в 2020 году, он состоит из 11 разделов и 111 классов. Но это не значит, что его не обновляют. В 2022 году Минцифры решило открыть новый раздел, в который включены 32 класса программного обеспечения. Появление новых классов должно повысить интерес к реестру со стороны разработчиков VR- и AR-решений: ранее им просто некуда было заявляться. Теперь они смогут получить те же льготы и преимущества, что и разработчики другого отечественного софта.
С начала 2023 года в реестр уже было включено более тысячи программных продуктов отечественных разработчиков. Больше всего решений зарегистрировано в разделе «Прикладное программное обеспечение» – более 480. На втором месте средства управления процессами организации, таких продуктов было внесено почти 200, на третьем месте – системное ПО, более 120 решений. В разделе «Прикладное программное обеспечение» больше всего нового софта включено в класс «Информационные системы для решения специфических отраслевых задач» (почти 300).
За это же время, с начала года, в реестр включили разработки 465 правообладателей. Абсолютное большинство продуктов принадлежат российским IT-компаниям (436).
В 2022 году заработал маркетплейс российского ПО – сервис также регулирует Минцифры. Маркетплейс аккумулирует данные о включенном в реестр отечественных программ софте. Здесь можно ознакомиться со всей подробной информацией о ПО: узнать его стоимость, проверить совместимость с необходимой операционной системой, понять, аналогом какой программы иностранного производства является продукт.
С помощью маркетплейса государственный заказчик может проверить, есть ли у нужной ему программы российской аналог. И если такового нет, то заказчик может закупить иностранное ПО.
На начало марта 2023 года на маркетплейс российского ПО зашли более 900 IT-компаний, которые готовы поставить более 1500 программ для госзаказчиков. Больше всего решений предлагается в категориях «Эффективность бизнеса» (642 программы), «Системное ПО» (219 отечественных решений) и «Офис, коммуникации, развлечения» (209 продуктов).
Работает маркетплейс просто: пользователю предлагается ввести в поисковую строку иностранную программу, которую необходимо заменить. Система ищет представленные на платформе аналоги и предлагает их.
Реестр российского ПО – не единственный каталог программ. Так, например, существует реестр средств защиты информации ФСБ. Он необходим госорганам и бизнесу с государственным участием, так как им запрещено использовать несертифицированные средства защиты информации. В реестре ФСБ же отражены данные обо всех сертифицированных продуктах в сфере защиты данных.
Подобным целям служит реестр ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю). В него после сертификации включают, например, антивирусные программы, межсетевые экраны. Сертификат ФСТЭК подтверждает, что программу можно использовать в системах хранения персональных данных.
Может показаться, что попасть в реестр Минцифры не так уж сложно. Как будто нужно лишь отправить заявку, описать продукт и подготовить документы. Подать заявку можно через портал Госуслуг, оплачивать какие-либо пошлины не нужно. Сама по себе подача заявления состоит из 12 шагов, каждый оформляется на отдельной странице. Но на самом деле все не так просто и регистрация в программы в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных скорее близка к прохождению сертификации.
Практика показывает, что только на подготовку всех необходимых материалов может уйти от двух месяцев до полугода. К заявке потребуется добавить, в частности приказ о начале работ над ПО, акты ввода программы в эксплуатацию, техзадание и т. д. Помимо этого потребуется большое количество сведений о самой компании-разработчике.
Поэтому лучше не добиваться включения в реестр программ самостоятельно: весь процесс как минимум потребует больше затрат и времени. С помощью юристов, которые давно работают с программным обеспечением и знают, на что будет обращать внимание экспертный совет, сделать это можно быстрее и без лишних рисков. Юристы сервиса Brand-Search.ru могут:
Подпишитесь на новостную рассылку
Актуальная информация по интеллектуальной собственности